Аналитики американского журнала The National Interest предупредили западные компании об экономическом маневре Китая при Си Цзиньпине. Специально для своих читателей «ПолитРоссия» представляет перевод публикации.
Эксперты иногда называют экономику Китая государственно-капиталистической моделью. Иногда ее называют «неомерханталистской» – режим, который поощряет экспорт, препятствует импорту, контролирует движение капитала и централизует валютные решения в руках центрального правительства. Иногда ее называют «социализмом с китайскими чертами». Тем не менее в общем ее можно определить как смесь авторитарной политики с рыночной экономикой. Такие характеристики можно было бы дать КНР при Цзян Цзэмине, но все изменилось при председателе Си Цзиньпине.
После консолидации власти Си Цзиньпин перестроил бюрократию. Его изменения в сочетании с внешним давлением, таким как торговый спор с Соединенными Штатами, создали новую китайскую внутреннюю экономику. Последняя отгородилась от большей части остального мира. Теперь она больше всего напоминает магазин приложений или платформу онлайн-продаж, где китайская коммунистическая партия (КПК) – агрегатор китайского внутреннего рынка.
Западные фирмы знают, что для выхода на китайский рынок они должны создавать совместные предприятия или делиться интеллектуальной собственностью с китайскими предприятиями, которые часто принадлежат государству. Это требование КПК аналогично тому, как многие онлайн-платформы (Apple, Google, Amazon) разрешают продавцам заходить на свои платформы, а затем сами собирают данные для использования и перепродажи.
Эта практика когда-то осуществлялась только китайскими частными фирмами, производящими товары с более низкой стоимостью. Но в последние годы она стала целенаправленной стратегией, организованной государственными и аффилированными с государством фирмами под руководством Коммунистической партии Китая. Все чаще КПК занимается делами от имени своих ведущих частных фирм. Затем, при незначительных инвестициях в исследования и разработки, в дело вступают государственные компании-производители.
Экономические и политические реформы позволили Китаю набирать беспрецедентный рост. Новая экономика Си Цзиньпина – это не китайская экономика летних Олимпийских игр 2008 года, с быстрым ростом и некоторым пространством для разногласий по вопросам политики. Но западные бизнесмены, понимая все риски, выполняют требования Пекина, чтобы войти в закрытую экосистему КНР.
Ранее «ПолитРоссия» писала о том, что в Китае рассказали о «ядерном короле» на службе России.
Автор: Виктор Буткевич