Эксперты Международного энергетического агентства предсказали рекордное сокращение мирового спроса в 2020 году на электроэнергию, угольную и газовую генерации, а также значительное снижение выбросов углекислого газа в атмосферу. Виной такой лихорадки, естественно, стал коронавирус. Так считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Во вторник, 15 декабря, специалисты Международного энергетического агентства представили отчет, в котором отражается рекордное падение показателей мирового спроса в 2020 году на электроэнергию (2%), угольную генерацию (5 %), газовую генерацию (2 %), выбросы углекислого газа в атмосферу (5 %). Такая тенденция, как утверждают эксперты, побила все кризисные данные 2009 года. Сокращение энергопотребления станет рекордным с середины ХХ века.
О том, какие последствия ожидают экономику России, и есть ли у нас перспективы на меняющемся энергетическом рынке, в интервью корреспонденту «ПолитРоссии» рассказал Игорь Юшков.
«Конечно, было очевидно, что мы просядем по потреблению энергии, по добыче углеводорода, потому что экономика сильно упала из-за коронавируса. Люди меньше перемещались, работали и, соответственно, потребляли. В сегменте домохозяйств, я думаю, что мы, наоборот, увидим рост. А вот в промышленности, транспорте, строительстве и так далее существенно сократили объем потребления энергии, и это повлияло на то, что общемировые показатели снижаются», – рассказал эксперт.
Игорь Юшков напомнил, что в 2020 году страны не одновременно вводили ограничительные меры в связи с распространением коронавирусной инфекции. Это также стало дополнительной проблемой мировой экономики.
«Начало года ознаменовалось тем, что в Азии были вспышки коронавируса, и они уходили на локдауны, не производили ничего. Весна и вторая волна накрыли в основном Европу и Соединенные Штаты. Китая, как участника второй волны, мы уже не видим. Но в чем была проблема – сначала Китай ничего не производил, потому что был на карантине, а потом ушли его основные рынки сбыта, и стали меньше потреблять разные товары из Поднебесной. Если бы мир заходил и выходил в коронавирус синхронно, тогда ситуация была бы лучше. А так получается, что это стало дополнительной проблемой и раскачало мировую экономику», – отметил собеседник «ПолитРоссии».
Что касается российской газовой отрасли, то здесь негативную роль сыграл не только коронавирус, считает эксперт.
«В преддверии зимы в 2019 году вся Европа закачивала очень много газа в подземные хранилища, ожидая, что контракта на транзит через Украину не будет. А в итоге и контракт был подписан, и зима теплая. Из отопительного сезона европейцы вышли с полными хранилищами газа. То есть был “идеальный шторм” на европейском газовом рынке. Еще 2019 год был рекордным по объему ввода в эксплуатацию новых заводов. Сформировался переизбыток предложения. Все эти факторы сложились, еще и коронавирус добавился, который сократил потребление газа в промышленном секторе», – отметил Игорь Юшков.
Однако экономические итоги 2020 года подводить рано, уверен специалист. Декабрь способен в значительной мере повлиять на статистику.
«Первое полугодие по долгосрочным контрактам "Газпрома" в Европу он поставлял довольно мало газа, потому что цена придерживалась исходя из конца 2019 года. А сейчас она определяется исходя из весенних цен. Помимо прочего, на данный момент российский трубопроводный газ просто бьет рекорды по суточным поставкам, и он вытесняет СПГ, потому что очень дешевый. СПГ не может с ним тягаться по цене. С одной стороны, "Газпром" в первом полугодии не так много по цене потерял, как в объемах. А с другой, во втором полугодии он потерял по ценам, но зато объемы наращивает. И декабрь будет довольно крупный по объемам поставок. Посмотрим итоговые показатели», – заявил спикер.
Экономист считает, что в наибольшей степени от коронавируса пострадала нефтяная отрасль.
«Спрос на нефть очень сильно упал именно из-за карантинных мер. Людям запретили перемещаться, соответственно, они не употребляли нефтепродукты – бензин, дизель, авиакеросин. Тут и цены упали, и пришлось еще объемы сократить в рамках соглашения ОПЕК+, чтобы цены хоть как-то поддержать. Кризисный год, конечно, для нефтяников, газовиков, тут ничего не скажешь», – подытожил Игорь Юшков.
Ранее «ПолитРоссия» представила мнения экспертов о европейском механизме противодействия США из-за российского проекта «Северный поток – 2».
Автор: Дана Киселева