
Россия совершила неожиданный для Запада трюк с танкерами и быстро уклонилась от санкций. Об этом в беседе с изданием Foreign Policy заявил доцент истории Корнеллского университета Николас Малдером. «ПолитРоссия» публикует эксклюзивный пересказ материала.
Соединенные Штаты научились причинять экономическую боль тем странам, которые, по мнению Вашингтона, должны стать изгоями в международной системе. Сочетание санкций и помощи от союзников способно вызвать изменения в геополитике и поведении некоторых государств. Однако когда США злоупотребляют своими возможностями, они получают обратный результат.
«Некоторые крупные экономики могут попытаться создать альтернативы западным финансовым системам и самому доллару США», – говорится в статье.
Именно это произошло в случае с Россией. Несмотря на то, что страна уже год находится под масштабными санкциями, МВФ пророчит рост ее экономике в 2023 году на 0,3%. По словам эксперта, ограничения Запада оказали негативное влияние на Россию, но не произвели того эффекта, о каком многие мечтали.
«Было много заявлений о том, что это (санкции – прим.ред.) создаст непреодолимые препятствия в течение нескольких месяцев, и в этом смысле теперь мы видим адаптацию с обеих сторон. Это немного замутило воду», – сказал Малдером.

Сегодня страны могут защититься от санкций тремя способами: начать дедолларизацию, создать аналог западной системе SWIFT и развивать цифровые валюты. Россия и Китай с 2020 года заметно продвинулись в этих направлениях. Еще один важный нюанс заключается в том, что подсанкционные страны обмениваются друг с другом способами обхода ограничений.
«Все большее число стран, находящихся под санкциями, обмениваются методами уклонения от санкций. Год назад никто не мог предсказать, что большая часть российского нефтяного экспорта будет транспортироваться флотом-призраком, подобным флоту Венесуэлы и Ирана, и все же это произошло очень быстро. Таким образом, у этих экономик все еще есть связи с более крупными торговыми партнерами», – заметил Николас Малдером.
Ранее «ПолитРоссия» рассказывала, как ЕС намеренно оставил брешь в собственных санкциях, чтобы покупать российское топливо.